15 сентября 2015 - 18 октября 2015
С 16 сентября по 18 октября 2015 года будет экспонироваться выставка «Звёздный путь» всемирно известного деятеля литовской культуры, талант которого ярко раскрылся в музыке и изобразительном искусстве, Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875 — 1911). Выставка организована Министерством культуры Республики Беларусь, Национальным художественным музеем Республики Беларусь, Культурным и информационным центром «Дом М. К. Чюрлёниса» в Вильнюсе, Национальным художественным музеем им. М. К. Чюрлёниса в Каунасе, Обществом М. К. Чюрлёниса в Литве под патронатом Посольства Литовской Республики в Республике Беларусь.
Сегодня практически всё творческое наследие художника представлено в Национальном художественном музее им. М. К. Чюрлёниса в Каунасе. Из-за хрупкой техники исполнения — пастель или темпера на бумаге или картоне — показ оригинальных произведений невозможен за пределами страны. Поэтому экспозиционное пространство выставки в Минске составили 26 репродукций (это 12 произведений из цикла «Зодиак», сонаты, прелюдия) и 16 фотокопий фотографий М. К. Чюрлёниса из альбома «Анапа. 1905» (в Минске демонстрируются впервые). В ХVII веке известный учёный и физик Исаак Ньютон выдвинул идею о том, что каждому звуку соответствует определённый цвет: «до» — красному, «ре» — оранжевому, «ми» — жёлтому, «фа» — зелёному и т.д. Однако умение видеть музыку в цвете и, наоборот, слышать мелодику изображения в звуках дано не каждому. Таким универсальным даром «цветомузыки» обладал выдающийся деятель искусства ХХ века, композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис. В этом году исполняется 140 лет со дня его рождения.
В истории мировой живописи произведения М. К. Чюрлёниса занимают особое место. Музыкант и художник, он сделал попытку соединить оба вида искусства в одно: лучшие произведения мастера волнуют именно своей «музыкальной живописью». «Сонаты», «Фуги», «Прелюдии» — этими музыкальными терминами Чюрлёнис называет свои живописные произведения, внутренняя структура которых построена по законам развития музыкальных композиций. Он словно «поёт» свои фантастические картины, выражая их нежными красками, узорами линий, причудливой и необычайной архитектоникой. «Если охватить творчество художника целиком, единым взглядом, — писал историк искусств Марк Эткинд, — оно предстанет своеобразной живописной симфонией».
В искусстве М. К. Чюрлёнис одним из первых обратился к направлению в живописи, получившему название «космизм». Человек является не только обитателем планеты Земля, но и жителем всего Космоса. Благодаря творческим прозрениям мастера зритель становится свидетелем сотворения звёзд и планет из первозданного Хаоса, переносится в иные пространства и измерения, соприкасается с удивительным миром Света и Гармонии. «Настоящий художник — тот, кто видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена наивной действительностью, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя», — утверждал русский поэт «серебряного века» Александр Блок. Эти слова в полной мере можно отнести и к Микалоюсу Константинасу Чюрлёнису. За свою непродолжительную, но яркую и насыщенную жизнь он создал свыше 300 живописных работ в стилистике модерна и в духе «космизма», около 400 музыкальных произведений, сочетающих влияние символизма с элементами народного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур.