1 октября 2015 - 4 декабря 2015
Со 2 октября 2015 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь начнет работу выставка из Национального художественного музея им. М.К. Чюрлёниса (Каунас) — "Золотой век шелкоткачества. Кунтушовые пояса и портреты шляхты" из собрания Национального художественного музея им. М. К. Чюрлёниса (Каунас).
Для посетителей выставка будет открыта с 02.10.2015 – 04.12.2015 года.
Выставка реализуется в рамках государственной программы возрождения старинного мастерства ткачества. На ней представлены пять кунтушовых поясов: один — Слуцкой мануфактуры (1767 — 1780), два — гродненского производства (1768 — 1780), два — польских мануфактур в Липкове и Гданьске (1780 — 1790). Также демонстрируются литургическое одеяние — орнат и стула, в которых использованы фрагменты поясов, вытканных на Лионской мануфактуре во Франции. Важнейшей особенностью этой выставки является то обстоятельство, что все пояса попали в Каунас благодаря «белорусской шляхтянке» — как она себя называла — Марии Магдалене Радзивилл из рода Завишей (1861 — 1945). В 1921 году княгиня М. М. Радзивилл через Министерство иностранных дел передала их Государственной археологической комиссии в Вильно. Пояса стали собственностью Государственного музея при Государственной археологической комиссии, но так как этот музей не имел своих помещений, то пояса были депонированы Каунасскому городскому музею. В 1936 году коллекции Государственного музея и Каунасского городского музея были объединены и перевезены в новый Музей культуры им. Витовта Великого (теперь Национальный художественный музей им. М. К. Чюрлëниса). В отделе прикладного искусства музея они находятся с 1939 года. Вместе с поясами в литовском музее оказались портреты предков М. М. Радзивилл — князей рода Завиши, которые представлены на выставке. Один из пяти портретов поступил из поместья Михаила Огинского (1894 — 1902) в усадьбу в Плунге в 1925 году.
Мария Магдалена была воспитана в духе белорусской культуры, финансировала издательство "Загляне сонца і у нашае ваконца", газету "Bielarus" и др. Её имение в Кухтичах (Узденский район) навещали Вацлав Ивановский, братья Луцкевичи, Роман Скирмунт, Эдвард Войнилович и другие деятели белорусского культурного движения. Она оказывала материальную поддержку в издании первых книг Максима Богдановича, Констанции Буйло, Максима Горецкого, Тараса Гущи (Я.Коласа). В знак признательности В. Ивановский и И. Луцкевич поместили ее родовой герб «Лебедь» на титульной странице сборника стихов М. Богдановича «Венок». Отец княгини Ян Казимир Завиша увлекался археологией, был известным коллекционером. Очевидно, княгиня унаследовала любовь к национальной культуре, собирала и хранила произведения искусства, в том числе кунтушовые пояса.
Кунтушовый пояс — необходимый аксессуар мужского парадного костюма шляхты Речи Посполитой, высокий образец ручного ткачества. Искусно выполненные шедевры создавались на протяжении середины XVIII — первой половины XIX века на мануфактурах, самой известной из которых была Слуцкая, и носились обычно поверх кунтуша — верхней одежды с разрезными спускающимися рукавами. В XVII — XVIII вв. шелковые пояса с золотыми и серебряными нитями становятся модной деталью костюма высшего сословия в Европе. С середины XVII в. восточный стиль органично входит в сарматский тип культуры Речи Посполитой. Образцовыми считались изделия, привозимые купцами — армянами из Персии, Стамбула, Индии, Китая. Они были знаком высокого общественного положения и богатства их владельцев, надевались в торжественных случаях. Привозные пояса стоили дорого, поэтому предприимчивые магнаты основали ряд местных мануфактур (“персиарен”). В родовом владении князей Радзивиллов Несвиже на рубеже 1750 — 1760 — х гг. также производили “перские” пояса по восточным образцам.
Впервые в музейной экспозиции представлены два редчайших образца поясов Королевской мануфактуры в Гродно, основанной надворным подскарбием литовским Антонием Тизенгаузом около 1768 г. по распоряжению короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. После третьего раздела Речи Посполитой (1795) и присоединения этнических земель Беларуси к Российской империи ассортимент ткацких мануфактур сокращается. Вследствие восстания 1831 года, подавленного царским правительством, традиционный костюм шляхты запрещается и кунтушовые пояса выходят из употребления.
Во второй половине XIX — начале XX в. шелковые пояса попадают в государственные и частные коллекции, из семейных собраний передаются в костелы, где частично обветшавшие ткани идут на изготовление литургического одеяния. Начинается их изучение как произведений декоративно — прикладного искусства. Слуцкие пояса — уникальное явление национальной художественной культуры. Трудно переоценить вклад белорусских мастеров в историю европейского декоративно-прикладного искусства. Мастерство слуцких ткачей дало импульс возникновению аналогичных производств в Украине, Польше, Франции, Австрии. На выставке представлены пояса мануфактур в Липкове, Гданьске, Лионе. Развитый художественный вкус, своеобразная изысканная орнаментика, композиционная гармония кунтушовых поясов ставят их в один ряд с высочайшими достижениями мировой художественной культуры.