Подобные групповые выставки, которые регулярно организуются с 2008 года, стали традиционными в нашем музее. Эта выставка уже одиннадцатая (в некоторые годы было по несколько отдельных выставок такого характера). В данной экспозиции представлено около 80 работ живописи и скульптуры более 50 художников от 120 до 50 лет, чье творчество в той или иной степени связано с искусством Беларуси. Некоторые из них начинали тут, но значительная часть их жизни и творчества прошла за границей (например, в США, как у Николая Пашкевича) или, наоборот, кто-то попал в нашу страну из других краёв (к примеру, Борис Казаков, который родился в Балахне на Волге).
Юбилей – достойный повод вспомнить художников разных и по эпохам, и по стилям, и по степени признания и известности. Но этот повод не концептуальный, а будто бы случайный, поэтому предсказать, как сложится очередная выставка, почти невозможно. Как видится, экспозиция этого года очевидно демонстрирует контрасты – в творчестве разных периодов одного художника, в творчестве разных художников в подходе к той же теме и, конечно, контрасты интепретаций реальности в разные эпохи: на выставке – от 1930 до 2014 г.
С конца 1950-х искусство всё более эволюционировало от требуемого открытого общественного служения, как его тогда понимали, в сторону отражения личного, частного, индивидуального. К первому типу принадлежат произведения на темы труда (картины А. Шибнёва, М. Моносзона, В. Уроднича), войны (скульптурные композиции Ф. Зильберта, В. Занковича, Э. Астафьева, А. Ботвинёнка), мира (работы А. Бочкарёва, С. Солохина), освободительного движения. В этом плане показательно полотно З. Павловского “Патрис Лумумба, национальный герой Конго”, написанное как реакция на его политическое убийство. Трагедия произошла через год после так называемого “года Африки”, когда 17 стран получили независимость, что искренне приветствовалось, как тогда говорили, “всем прогрессивным человечеством”, в том числе и советскими людьми.
На другом полюсе – картины Н. Селещука, В. Герасимова, которые прежде всего – о себе, своём мировосприятии, событиях личной жизни, или абстрактная “Цветовая поверхность” И. Кашкуревича – серией подобных он продолжал дело Казимира Малевича и создавал их исключительно цветом и пятном, конечно, фиксируя и своё настроение в тот момент. Изменяется пейзаж и портрет – от изображений конкретных видов и людей к передаче эмоцийи состояний как таковых, только с использованием впечатлений от натуры. Но всегда, во все времена, степень полноценности искусства определяется мерой духовности, искренности, таланта и мастерства. В последней трети ХХ века ряд художников целеустремлённо и по зову сердца запечатлевал в своих произведениях образы и события национальной жизни, истории (А. Барановский, В. Марковец, П. Шарипо, К. Хорошевич, Е. Ждан, Г. Тиханович, В. Ходорович), утверждая ценность и приоритет родного.
Экспоненты выставки представлены в коллекции музея разным количеством работ, от нескольких десятков до одной, которая и находится на выставке, – И. Гродников, А. Сорока, М. Заборов, С. Куклин, Б. Лазаревич, Э. Белогуров, И. Сержанина, Е. Барановская, К. Андрукович, В. Рускевич. Кроме того, произведения ряда мастеров размещены и в постоянной экспозиции белорусского искусства в новом корпусе музея. Сейчас там можно продолжить знакомство с творчеством С. Селиханова, А. Тычины, Е. Зайцева, А. Шибнёва, А. Бархаткова, А. Барановского, Б. Казакова, Э. Астафьева, А. Кузнецова, Г. Буралкина, К. Селиханова, В. Пантелеева.