В Художественной галерее Михаила Савицкого пройдут две выставки фотографии израильского кинооператора, фотожурналиста и документалиста Бориса Беленкина «Тель-Авив в Минске» и «Диалог эпох». Выставки организованы при поддержке Израильского культурного центра «Натив» Посольства Государства Израиль в Республике Беларусь и посвящены 110-летию города Тель-Авива.
Борис Беленкин по праву считается «зорким поэтом города Тель-Авив», этой живой ни на минуту не замирающей многоцветной субстанции. На выставке представлено более 80 фоторабот автора.
Выставка является продолжением проекта «Тель-Авив: 100 лет», яркого, разножанрового, увлекательного рассказа об удивительном израильском мегаполисе. Впервые он был представлен в Израильском культурном центре в Москве.
По мнению автора, Тель-Авив фантасмагорически включен в динамику мира как особый миф: его ртутная экспрессия, восточная цветопись, европейская мимикрия и бесконечный пласт сконцентрированного времени манят и чаруют. Он отличен от столицы всех мировых религий Иерусалима. От морской демократичности северной Пальмиры – Хайфы. Город мерцает как алмаз на дне колодца. Его невозможно присвоить или припрятать. Он всегда иной – и с каждым днем все более подвижный.
Борис Беленкин – охотник за мгновением. Он умеет насытить миг сюжетом. Его лаконичность и внимание к деталям – общие черты и документалистики, и фотоискусства. Он ищет формулу движения. Особого движения, полного значимости, ведь оно — антитеза застылости и рутины. Несутся машины по автостраде, полгорода летит на бешеных электрических самокатах, режут волну серфингисты, на берегу Средиземного моря танцуют, бегают, играют во все мировые подвижные игры. Беленкин это запечатлевает. Он строгий, скрупулезный, ворчливый иногда – иногда душевный. Со своеобразным чувством юмора. Человек, влюбленный в то, что делает, в то, ему выпало на этом свете созидать. Спортсмены, дети, рассеянные и безумные молодые мамы, в глазах которых трепет всех еврейских и нееврейских мам, пляж с его особым сюжетом и расслабленностью, неуловимая и предельно точно сфокусированная поэзия этого города, этого мира, этого географического пространства…
Борис Беленкин не снимает гламурные фото с видами Тель-Авива, не снимает красивенькие картинки, которых море в каждом путеводителе. Его стихия, его интерес – люди в городе. Импульсивный город, импульсивные люди. И – то, что между ними.
Совместный проект с художником Михаилом Хазиным «Диалог эпох» («Еврейский натюрморт») ранее был успешно представлен в Русском музее в Санкт-Петербурге, одна из работ вошла в состав постоянной экспозиции музея.
Борис Беленкин родился в Кишиневе в 1958 г. В 1972 г. приехал в Израиль. После окончания школы и трех лет в армии Обороны Израиля окончил факультет кино и телевидения Тель-Авивского университета. Создал и руководил израильским телекоммуникационным центром в Москве (1999 — 2001). Сотрудничал с известными продюсерами, был режиссером и оператором на многих израильских телеканалах, в том числе на Первом государственном израильском канале, а также на международном канале RTVi.
Среди знаковых операторских работ Б. Беленкина: «Януш Корчак» (2004), «За чертой» (2013), «Легенды столетия», «Память в обороне», «Женщины на продажу», «Шимон Перес – человек из будущего».