Последние десятилетия слова «реставрация» и «Орда» часто аккомпанируют друг другу. Теоретики творчества этого художника не устают повторять, что он сохранил изображения памятников архитектуры, которые не «дожили» до нашего времени, а порой и вовсе намекают, что его рисунки «являются бесценным источником информации для реставраторов».
Но так ли уж правы авторы этой почти что «аксиомы»? Позиционировал ли себя сам Орда как консерватора архитектуры? Какие цели ставил перед собой этот немолодой уже человек, когда начинал работу над «Альбомом исторических видов Польши», и что, кроме пошатнувшегося здоровья, он приобрел за 10 лет регулярных путешествий по территории бывшей Речи Посполитой? Был он основоположником или эпигоном архитектурного пейзажа в графике, местным «самородком» или представителем европейской традиции? Да, вопросов много, но они не без ответа. Экспертным мнением будет делиться один из крупнейших исследователей-ордаведов, старший научный сотрудник Национального художественного музея Юлия Лисай.
Место проведения: зал выставки «Наполеон Орда. Иллюстрированная энциклопедия страны», Национальный художественный музей, Ленина, д.20.