12 января 2016 - 25 января 2016
C 13 января по 25 января 2016 года в арт — кафе Национального художественного музея Республики Беларусь пройдёт экспонирование выставки литографий Наполеона Орды. «После возвращения мне в голову пришла счастливая мысль посетить нашу провинцию, столь дорогую нашему сердцу, однако так мало знакомую нашим соотечественникам. Путешествуя с карандашом в руке, нарисовал остатки нашего прошлого и цивилизации».
Судьба Наполеона Орды (1807 — 1883), видного деятеля культуры Беларуси XIX века — художника, композитора, пианиста, была типичной для многих его соотечественников. Сын шляхтича из Кобринского уезда, исключенный за участие в тайном студенческом обществе из Виленского университета, лишившийся имения после восстания 1831 года, был вынужден эмигрировать во Францию, откуда вернулся только после амнистии 1856 года. Орда стал одной из знаковых фигур для белорусской культуры, а также для пространства пограничья — белорусской, польской, украинской и литовской культур. Оставшись в преклонном возрасте без средств к существованию (после восстания 1863 года он был лишен и права хозяйствовать в своем бывшем поместье в качестве арендатора), Наполеон Орда начал путешествовать по краю, зарисовывая виды городов, старинные замки, костелы, усадьбы, просто памятные места, связанные с жизнью выдающихся людей бывшей Речи Посполитой, в которую до трех разделов входили польские, литовские, украинские и белорусские земли.
Результатом этих путешествий, длившихся более десятилетия, стало более 900 рисунков и акварелей. Только 260 из них, отобранных цензурой, были литографированы и изданы художником в 1873 — 1883 годах на собственные средства в восьми сериях под общим названием “Album Widokόw Historycznych Polski poświęcony Rodakom zrysowany z natury przez Napoleona Ordę” («Альбом исторических видов Польши, посвященный землякам и написанный с натуры Наполеоном Ордой») в варшавской литографии Максимилиана Фаянса. На протяжении этих десяти лет литограф Алоиз Мисерович (ок. 1825 — после 1900) отпечатал каждый лист тиражом свыше 1000 экземпляров.
Алоиз Мисерович — литограф, рисовальщик, живописец. Жил в Варшаве, выставлялся в Обществе поощрения изящных искусств. Был связан с варшавскими литографскими мастерскими Юзефа Херкнера, Максимилиана Фаянса и Леопольда Ваттсона. Работал преимущественно в жанре портрета и видового пейзажа. Автор (рисовальщик и литограф) отпечатанных в мастерской М. Фаянса альбомов “Album malowniczy gubernii augustowskiej” («Живописный альбом августовской губернии») 1856, “Radomsko Krakowskie album malowniczo-historyczne” («Живописно-исторический альбом радомско-краковский») 1858. В экспозиции представлены 16 литографий из первых трех «крэсовых» (от польского “kresy” — окраины Речи Посполитой) серий альбомов Наполеона Орды, которые назывались “Album widoków gubernii grodzieńskiej, wileńskij, mińskiej, kowieńskiej, wołyńskiej, podolskiej i kijówskiej…” («Альбом видов гродненской, виленской, минской, ковенской, волынской, подольской и киевской губерний») (1875, 1876, 1877).
К середине XIX века формируется иное осмысление представления памятников архитектуры в изобразительном искусстве. Это не просто увиденное во время путешествий, сколько увиденное через призму исторического сознания, сфокусированного на значимых для истории событиях, связанных с теми или иными местами, памятниками архитектуры, знаменитыми людьми. Для земель бывшей Речи Посполитой представление красоты родного пейзажа и памятников архитектуры явилось характерным и популярным фактором пропаганды патриотическо-национальных идей, особенно остро зазвучавших после восстаний 1830 — 1831 и 1863 года: «..В польских условиях архитектурные пейзажи древностей связываясь, прежде всего, с великолепием прежней Польши, с богатством культуры и искусства, побуждали к ее охране и передаче потомкам» (М. Варкочевская).
Пейзажи становятся рисованной историей страны, связанной с памятью шляхетских родов и их владений. Современник Наполеона Орды Т. Роля писал, что этим альбомом: «… Наполеон Орда воздвигает себе заслуженный памятник, воссоздавая и сохраняя от забвения старые руины замков, великолепные резиденции магнатов и скромные шляхетские усадьбы. Издание это свидетельствует о просвещенности и цивилизации тех мест более красноречиво, нежели сухие описания, когда зритель рассматривая листы альбома, мысленно путешествует по родному краю… Орда старательно схватывал карандашом все, что только является достойным для сохранения в памяти будущих поколений». Художник стремился сохранить памятники архитектуры для потомков, а также сделать их известными современникам, которые зачастую лучше знали достопримечательности Швейцарии или Италии, нежели отечественные. Необходимо было открыть соотечественникам красоту их родной земли и истории. Простая и распространенная в то время техника литографии оказалась лучшим способом для быстрого и недорого способа тиражирования изображений памятников древности, сделав их известными широкому кругу зрителей. В пейзажах Наполеона Орды проявляется эмоциональное шляхетское отношение к своей земле и истории, что обуславливает документальную подробность пейзажа. Осознание себя в непрерывной связи веков и поколений рождало чувство патриотизма и ощущение ценности своей земли. Отсюда и особый ореол, существовавший даже вокруг небольших вотчин, и переживание их как смысла шляхетского бытия (усадьба Скирмунтов Молодово).
Желание собрать воедино в Альбоме памятники архитектуры, соседствует с желанием сохранить память о выдающихся для нашей истории и культуры людях. Наполеон Орда изображает места, связанные с их жизнью, что акцентирует ту значимость, которая придавалась личному участию шляхтича в создании истории. Не случайно выбрано имение Меречевщина — родина Тадеуша Костюшко. В «Альбоме исторических видов» Наполеон Орда — патриот своего Края — становится представителем и выразителем национальных идей. В условиях борьбы за сохранение национальной независимости, благодаря своей смысловой наполненности «Альбом исторических видов» Наполеона Орды стал одним из самых популярных альбомов XIX века на наших территориях.