16 октября 2014 - 17 ноября 2014
17 октября 2014 в 17.00 состоится торжественное открытие выставки живописи семьи Шибнёвых «Сто произведений за сто лет». Эта выставка даёт уникальную возможность познакомиться с творчеством 6-ти художников 4-х поколений, принадлежащих к одной семье, творческая деятельность которых охватывает более века. В их произведениях выявляется как индивидуальное мировидение каждого, так и печать той или иной эпохи. При очевидном несходстве художественных почерков можно говорить и об общем для всех, объединяющем – поэтическом и романтическом мировосприятии.
Работа выставки продлится по 17 ноября 2014.
Шибнёв Дамиан Васильевич. 1881 — 1930
Родился в Мариуполе (Украина) в семье купца. Окончил художественное училище Одесского общества изящных искусств (1903), Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге (1910). Учился у П. П. Чистякова, И. Е. Репина. В 1906 г. совершил поездку в Париж для знакомства с работами импрессионистов. После учёбы в Петербурге по состоянию здоровья был вынужден поселиться в Керчи (1911), где работал директором картинной галереи при археологическом музее, преподавал в гимназии. Работы находятся в государственных коллекциях Керчи, Феодосии, Саратова, Алматы, музее — квартире И. И. Бродского в Петербурге, частных собраниях.
Творчество Д. В. Шибнёва воспринимается в настоящее время как явление утончённого и окрашенного лёгкой меланхолией заката классической культуры. Соединяя черты символизма, модерна и импрессионизма, его работы порой подобны прекрасному завораживающему сну, хотя сюжетно вполне реалистичны. Художник умел видеть и изображать внешне непритязательные мгновения жизни, как драгоценность.
Шибнёв Анатолий Дамианович. 1907 — 1990
Сын Д. В. Шибнёва
Родился в Петербурге. Учился в Одесском художественном институте (1929 — 1934), в 1940 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, где учился у И. И. Бродского, В. А. Серова, В. Н. Мешкова, А. М. Любимова. Был направлен на работу в Брест. В 1941 г. находился в плену. С 1944 г. жил и работал в Минске. Заслуженный деятель искусств БССР (1963). Произведения находятся в Национальном художественном музее РБ, фонде Белорусского союза художников, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, резиденции Президента Республики Беларусь, областных музеях, частных собраниях в Беларуси и за рубежом.
Работы А. Д. Шибнёва вписываются в понятие «социалистического реализма» с его жизнеутверждающим, приподнято-романтическим пафосом. Очевидно, эти качества советского художественного метода соответствовали, в той или иной степени, свежести, энергии мировосприятия художника, проявлявшимся благодаря яркому колористическому дару.
Разина Татьяна Евгеньевна. 1908 — 1992
Жена А. Н. Шибнёва
Родилась в деревне Штылевка неподалёку от Винницы (Украина) в семье учителей. В 1935 г. окончила Одесский художественный институт, училась у А. Ф. Гауша, В. Н. Мюллера. Работала на Одесской киностудии. Перед войной была главным художником Брестского русского театра. Произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фонде Белорусского союза художников, частных собраниях в Беларуси и за рубежом.
Произведения Т. Е. Разиной отличает точная конструктивная выразительность. Её натюрморты и пейзажи тщательно продуманы и выстроены – в этом, очевидно, присутствует и опыт сценографа. Предметы словно вступают в диалог, в работах ощущается некая внутренняя фабула, ролевая игра. С почти математической точностью композиционно организованы пятно, линия, цвет. Плоскостная трактовка формы, приглушенная красочная гамма придают картинам очарование недосказанности.
Шибнёв Евгений Анатольевич. 1935
Сын Шибнёва А. Д.
Родился в Одессе. Окончил Минское художественное училище (1955), Белорусский театрально-художественный институт (1961). Учился у А. П. Мозолёва, М. В. Данцига, В. В. Волкова, В. К. Цвирко. Работы в области монументального искусства (витраж, металл, интерьер) находятся в общественных центрах (музеи, кинотеатры, школы), живописные произведения – в Национальном художественном музее РБ, фонде Белорусского союза художников, частных собраниях Беларуси и за рубежом.
В традиционных жанрах пейзаже и натюрморте проявляется своеобразие мировидения Е. А. Шибнёва. Художник изображает природу, не столько глядя со стороны, не как замкнутую «вещь в себе», а видит и передаёт бесчисленные элементы, составляющие пространство, воздух и объем, что выражается путём пуантилистически — мозаичной манеры письма. Его работы сочетают созерцательный лиризм и передачу одухотворённых витальных сил, действующих в природе.
Голышева Нина Николаевна. 1939
Жена Шибнёва Е. А.
Родилась в деревне Хорошая Костромской области (Россия). Окончила Костромское художественное училище (1960), Белорусский театрально-художественный институт (1966). Училась у А. С. Козловского, П. С. Крохолева, И. О. Ахремчика. Работы находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фонде Белорусского союза художников, резиденции Президента Республики Беларусь, частных собраниях Беларуси, Израиля, Франции, Германии, Нидерландов, Италии и др.
Среди произведений Н. Н. Голышевой – пейзаж, портрет, тематическая картина, но особенное место в её творчестве занимает натюрморт. Изобилие цветочных мотивов, разнообразие композиционных, колористических, образных решений позволяет передать как эмоциональную широту мировосприятия художницы, так и неисчерпаемое богатство природы.
Шибнёв Александр Евгеньевич. 1962
Сын Шибнёва Е. А.
Родился в Минске. Окончил Минское художественное училище им. А. К. Глебова (1981). Своей наставницей в искусстве считает Н. Н. Голышеву. Участник выставок во Франции, Бельгии, Нидерландах, Австрии, Германии, Москве. Работы находятся в частных собраниях Беларуси, Израиля, Франции, Италии, Бельгии, Австрии, Голландии, Германии.
Произведения А. Е. Шибнёва своеобразной медитативной отрешённостью напоминают работы его прадеда, Д. В. Шибнёва. Кроме того, в них парадоксально соединяются монументальность и миниатюрность, объективное (материальный мир) и субъективное (мир души художника). Монохромный или минимизированный колорит делает композицию и форму драматически выразительными несмотря на внешнюю статичность работ.