9 декабря 2015 - 11 января 2016
10 декабря 2015 года состоится открытие выставки живописи Матвея Басова. В экспозиции будет представлено около 70 произведений из коллекции художника. Экспонирование выставки пройдёт с 10 декабря 2015 года по 11 января 2016 года.
Идея показать работы, созданные в ушедшем веке и маркированные временными рамками «советский период», появилась давно. Стало необходимым раскрыть и переосмыслить «художественные архивы» почти полувекового периода творчества художника и предъявить их зрителю. Вошедшие в экспозицию выставки более 50 — ти работ 1960 — начала 1990 — х гг. будут показаны в Минске впервые. Этот уникальный проект конструирует этапы становления и развития художника. Представляемые работы лишены стилевого, жанрового и формального единства — их объединяет концептуальное, идейное начало. Так, произведения художника являются результатом взаимодействия человека со «своим временем» и во времени.
Холсты Басова наполнены воображаемыми и реальными образами, сюжетами. Они совершают свой круг превращений и интерпретаций. «Живопись мерцания», — говорит Матвей Басов. Автор как будто выстраивает свое пространство. Как осколки и обрывки реальности, появляются части необъятной, нескончаемой и умной истории художника — «моя работа основана на чувствах, интуиции; начиная картину, я не имею чётких планов, пишу то, что подсказывает моё сердце, душа и что навеяла природа». Здесь становится важен и сам искомый образ, и его отдельные фрагменты. Помните, как у Шагала, комбинирование реальных объектов с фантастическими, вымышленными. «Захватывающее дух скольжение мимо определённой истины, идеи, характера…» (К. Леви — Строс). Не чувство, но предвосхищение, не событие, но его ощущение…
Художник создает свой собственный, одновременно уникальный и универсальный язык повествования, понятный многим. Его эмоционально-чувственная природа становится ядром образной структуры живописного произведения. Однако в тоже время зрителю дается возможность воспользоваться набором своих «ключей» к прочтению произведения, выстроить свою интерпретацию мифологических миров автора. Искусство художника несет в себе сложное и глубокое содержание, являясь одновременно способом отражения и включения в происходящее вокруг. Фигуры людей, диалоги святых, пейзажи и почти абстрактные ландшафты — этот мир предстает неким призрачным и тревожным воспоминанием об эпохе. Эпохе, которая безвозвратно ушла, оставив перевернутые вспять судьбы, бездну горя, сбывшиеся и неосуществленные надежды, память и забвение, безжалостно выкрикнув вдогонку о том, что мир никогда больше не будет прежним.