14 мая 2015 - 13 июля 2015
Выставка «Встреча с Британией: английское искусство XVIII — XIX веков», экспонирование которой продлится с 15 мая по 13 июля 2015 года, представляет произведения изобразительного и декоративно — прикладного искусства из собрания Государственной художественной коллекции Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Национального художественного музея Республики Беларусь и Национального исторического музея Республики Беларусь. На выставке экспонируются произведения британских мастеров XVIII — XIX веков — времени формирования и наивысшего расцвета национальной английской художественной школы.
Уникальность британской культуры в целом и искусства в частности может характеризоваться такими противоречивыми чертами как островная замкнутость и способность к консолидации, множественность культурных влияний и сбалансированность традиций, приверженность древним обычаям и в то же время осознание свободы и достоинства личности, медленное созревание художественного языка и быстрое овладение им. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции в Британии. Не способствовало развитию национальной школы живописи и пуританское движение XVII века с его иконоборческими идеями. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В XVII веке медленно начинает развиваться жанр портрета, представленный в основном миниатюрой. Однако в следующем столетии, словно стремясь наверстать упущенное, английские художники работают чрезвычайно интенсивно и своеобразно. XVIII век становится временем блистательного расцвета английской культуры. На протяжении всего столетия философия и литература Англии привлекают к себе внимание передовых мыслителей Европы. Во второй половине века наряду с Францией Великобритания является законодательницей европейских художественных вкусов. Наибольшее влияние на континент оказывают английская культура быта, идеи оформления интерьера, садово-парковое искусство.
Основателем национальной школы живописи и крупнейшей фигурой британского искусства первой половины и середины XVIII века является Уильям Хогарт (1697 — 1764), чей смелый реализм оказал влияние на многие стилистические явления последующего времени. В основе эстетической системы Хогарта — мысль о том, что единственно верный для профессионального художника путь — «обращение к природе», что ему необходимо учиться «доверять чувствам» и создавать произведения, в которых отражаются события повседневной жизни. Хогарт первым из британских художников обратился к теме театра, который со времён Шекспира занимал особое место в жизни англичан. Художник был дружен с выдающимся актером своей эпохи Дэвидом Гариком (1717 — 1779). На выставке представлена гравюра, воспроизводящая один из вариантов картины Хогарта, посвящённой финальной сцене пьесы британского драматурга Джона Гея (1685 — 1732) «Опера нищего», премьера которой состоялась в Лондоне в январе 1728 года. Этот оттиск из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь выполнен известным английским художником и поэтом Уильямом Блейком (1757 — 1827).
В английском искусстве XVIII века неоспоримое первенство принадлежит жанру портрета. Он занимает ведущее место, которое в ряде других европейских стран традиционно принадлежит исторической и мифологической живописи. Особая значимость портретного жанра в Британии обусловлена рядом причин, среди которых и исторически сложившееся представление о ценности человеческой личности, и богатейшее наследие традиций иностранных мастеров, работавших в Англии, таких как Ганс Гольбейн (1497 — 1543) и Антонис Ван Дейк (1599 — 1641). Знаменательно, что жанр портрета занимает одно из главных мест и в стенах Королевской академии художеств, открытой в 1768 году в Лондоне, первым президентом которой был избран Джошуа Рейнольдс (1723 — 1792) — один из ярчайших представителей английской портретной живописи XVIII века.
Архитектурные мотивы, столь популярные в декоре посуды, встречаются и в изделиях неизвестных мануфактур, таких как тарелка «Акрополь» и тарелка из серии «Вена» из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь. В последней, помимо изображений дворцов эрцгерцога Людвига Виктора и Генрихсхоф, изображения вокзала Нордбанхоф и моста Аспернбрюкке в медальонах на бортах, в зеркале тарелки размещён портрет австрийского императора Франца Иосифа I (1830 — 1916). Одним из крупнейших английских керамических производств второй половины XIX века была компания Браун — Вестхэд, Мур и Кo, поставлявшая свои изделия английскому Королевскому дому и русскому Императорскому двору. Среди мотивов декора фаянсовой и фарфоровой посуды, производимой компанией, самым популярным был цветочный орнамент, как на тарелках из коллекций Национального художественного музея Республики Беларусь и Национального исторического музея Республики Беларусь.
Большинство живописных полотен, представленных на выставке, принадлежат собранию Государственной художественной коллекции Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, основанной в 1898 году. В настоящее время коллекция насчитывает более 13 000 произведений английских мастеров XVI — XXI веков. Экспонаты коллекции находятся в различных государственных, прежде всего правительственных учреждениях Великобритании, как в самой Англии, так и за рубежом. Произведения коллекции активно экспонируются на выставках по всему миру. Несмотря на «камерный» формат выставки, экспонируемые произведения дают прекрасное представление о самобытности и оригинальности английской художественной школы XVIII — XIX веков.
Выставка «Встреча с Британией: английское искусство XVII — XIX веков» организована Национальным художественным музеем Республики Беларусь и Посольством Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Республике Беларусь совместно с Государственной художественной коллекцией Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Национальным историческим музеем Республики Беларусь. Реализация данного выставочного проекта стала возможна благодаря организационной деятельности и финансовой поддержке Посольства Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Республике Беларусь.
Куратор выставки — Светлана Прокопьева, ведущий научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства, хранитель коллекции западноевропейского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.