27 ноября 2015 - 11 января 2016
28 ноября 2015 года состоится торжественное открытие выставки Николая Григорьевича Залозного (1925 — 1982) «Цвет жизни», приуроченной к 90-летию со дня его рождения. Экспозиционное пространство составят около 30 живописных полотен из собрания музея, коллекции Белорусского союза художников и семьи мастера. Дополнят экспозицию около 30 фотографий из семейного архива.
Для посетителей выставка будет открыта с 28.11.2015 – 11.01.2016 года.
Творческое наследие Николая Григорьевича Залозного, живописца мощного темперамента и колористического дара, — яркая страница в истории белорусской живописи. Его путь в искусстве после окончания Минского художественного училища (1954) и Белорусского государственного театрально-художественного института (1959) был недолог и драматичен — всего двадцать лет работы. Но и за этот непродолжительный период он успел создать произведения, которые обогатили отечественную художественную культуру, способствовали стилистическому и идейному обновлению белорусского искусства 1960 — 1970 — х годов.
Чтобы лучше понять и оценить значимость вклада, сделанного Н. Г. Залозным в белорусскую живопись второй половины ХХ века, вспомним не очень далекие страницы отечественной истории. Разработка новой идейно — творческой концепции, новой стилистики искусства была обусловлена общим социальным обновлением, которое переживала страна в первое после падения сталинского режима десятилетие. Главное направление искусства тех лет, получившее определение «суровый стиль», стало важным фактором в процессе развития не только культуры, но и нового мировоззрения общества, которое, как тогда казалось, навсегда поставило крест на идеологии тоталитаризма.
«Суровый стиль» с его жаждой к сюжетам, темам, изображениям драматических военных и трудовых будней во многом обусловил обращение художников к аскетической монохромности и графической, суховатой форме. Этот путь казался единственно верным в преодолении парадной риторики искусства предыдущих лет и утверждении сурово-драматической концепции жизни. Черты поэтики нового стиля — монументальность, лаконизм, экспрессия — отличали и творчество Н. Г. Залозного. Он интерпретировал их по — своему, в характерной для него манере повышенного звучания и четкости колористического строя, с особой эмоциональной глубиной и драматизмом («Победа», 1968; «Солдатки», 1969; «Вернулся», 1975). Среди белорусских художников тех лет было немного мастеров такого яркого таланта и такого уникального живописного видения. Анализируя сегодня, с расстояния почти в пять десятилетий, творческий путь Н. Г. Залозного, понимаешь, насколько недооценёнными остаются и его искусство, и его роль в формировании индивидуального «лица» белорусской живописи.
Он всегда выделялся среди коллег-художников своим экспрессивным чувством цвета и пластично богатой живописной формой. Его творчество не вписывалось в рамки распространенных в те годы представлений о концепции колористической системы белорусской живописи как «скромной», сдержанной, с преобладанием общей холодной цветовой гаммы, построенной на сближенных тональных отношениях. В своих творческих поисках Н.Г. Залозный, безусловно, опередил время, способствовал раскрепощению белорусской живописи в использовании широкого арсенала возможностей цвета как важнейшего изобразительного компонента живописи. Именно по этой дороге в последующие десятилетия пошли новые поколения белорусских живописцев.
На рубеже 1960 — 1970 — х годов тематика и атмосфера произведений Н. Г. Залозного постепенно менялись. Увлечение крупноформатной картиной «сурового стиля», героической публицистикой и монументализацией форм ушло в прошлое. Внимание художника теперь все больше концентрируется на индивидуальных судьбах людей, на ежедневных коллизиях жизни, красоте окружающей природы. Его жанровые приоритеты вполне логично сместились в сторону лирического станковизма («Чайки», 1972; «Рябина», 1975; «Озеро Селява», 1977; «Цветы и фрукты», 1980). Вместе с тем, мир образов художника не был гармонично цельным и безоблачно жизнерадостным, как того требовала эпоха, вдохновленная лозунгом «Сегодняшнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Как-то не совпадает с образами обещанного мифического рая изображенная в картине «Маки» (1968) поникшая фигура юной женщины, упавшей на колени посреди огненных молний ночного поля огромных алых маков.
Умиротворение для своей души Н. Г. Залозный, очевидно, находил в работе над пейзажами и особенно над натюрмортами, которые писал на протяжении всей жизни. В этих произведениях воплотилось его поэтическое видение мира, стремление выразить свои представления об универсальных жизненных ценностях. «Вечным праздником жизни» было для художника любование цветами, замечательными и возвышенными творениями природы. Кисть мастера, сочная, будто спешащая насладиться красотой фактуры и объемности головок пионов, что гнутся под собственной тяжестью, ароматным маревом гроздей сирени, их невероятным по разнообразию цветовым богатством. Художник слишком рано ушел из жизни, не успев реализовать свой творческий потенциал и замыслы. Однако то зерно творчества, которое он забросил в души своих учеников, тот ген таланта, который передал дочери, дали ценный плод. В первую очередь, в искусстве Натальи Залозной, которую смело можно назвать одним из самых неординарных современных художников.