9 июля 2014 - 3 августа 2014
Приглашаем Вас в Галерею современного искусства «Ў» 10.07.2014 на выставку "Фотографии для документов".
Для посетителей выставка будет открыта с 10.07.2014 – 03.08.2014 года.
Прямо в глаза смотрит 80 лиц. Одни спокойны, другие будто немного напуганы, озадачены, третьи просто безразличны или даже слегка ироничные. Сорок двойных портретов. Или, точнее — портретов по двое. Все в одинаковой позе, с нейтральным выражением лица. Рядом — люди разного возраста, пола, социального положения. Иногда похожесть лиц позволяет понять, что эти люди — родные. Каждый раз одинаковая поза, чуть ли не одинаковые дубленки, одинаково заплетенные волосы. Некоторые перед камерами сидят, даже не сняв кожуха, другие — аккуратные и убраны. Те, кто находятся рядом, выглядят так, будто у них никого нет: никакого эмоционального контакта с лицом, сидящий рядом. Неловкое и странное пребывание рядом, хотя видна в кадре пустота свидетельствует, что те, кто сидит, могли бы дальше отодвинуться друг от друга. Что это?
Ответ подсказывает название: "Фотографии для документов. Сейрыяй. 1946". Да, это карточки, напечатанные с одной ленты, на которую в 1946 г. Витаутас Станёнис делал фотографии для паспортов. Однако это не настоящие паспортные фотографии, это материал, из которого в послевоенное время случались с помощью изготовленного трафарета под увеличителем кадровали и, печатая, таким образом делили сидящих рядом, обрезали ненужный фон и оставляли портреты размером 3×3,5 см. Но того, о чем говорит название — самих фотографий, что использовались для паспортов, мы так и не видим. Мы видим только увеличенные заготовки для них. Станёнис точно никому не показал бы. Как и тех, законченных — настоящих паспортных фотографий. Они были просто большим заказом, который не имел ничего общего с художественным творчеством (неизвестно, считал В. Станёнис фотографирование творческим процессом, или просто работой, которая, конечно, лучше, чтобы была красивой, т.е. художественной). Про этот заказ фотограф не упоминает даже в своей биографии, хотя он был действительно важным: за деньги, заработанные на паспортных фотографиях и снимках на память, он приобрел дом, в котором, кстати, после родился сын Витаутас В. Станёнис — настоящий виновник этого проекта.