16 мая 2014 - 18 мая 2014
Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Мингорисполкома, Администрация Партизанского района г.Минска, Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура, Ассоциация молодых композиторов Беларуси, Проект «CINEMASCOPE», Музыкальная капелла «Сонорус», Хоккейный клуб «Юность-Минск», представляют творческую акцию «Ночь музеев» Фантасмагория «Белая ночь или Ночь в технике буриме». Девиз – «Trahit sua quemque voluptas/ Всякого влечёт своя страсть»
Время проведения: 17 – 18 мая 2014 г. с 22:00 до 06:00 утра.
Amant alterna Camenae
Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады,
воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах.
Лучших белых коней давали им во встречных поселениях.
Выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка…
Многие виды спорта уходят своими корнями в Древнюю Грецию. История древнегреческой культуры по существу является историей одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны, выступает агон — соревнование, связанное с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Помимо атлетических соревнований у древних греков были также Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру.
Однако нельзя идеализировать ни эллинскую гармонию, ни древнегреческую атлетику. В известном смысле гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н. э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними.
Буриме (фр. bouts-rimés– «рифмованные концы») дословно – литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов на заданные рифмы, тему или игра, когда несколько записанных строк передаются партнёру для продолжения, оставляя видимыми последние из них несколько строк.
Сюрреалисты активно использовали в своей деятельности и творчестве принципы игры. Собственно понятие «игра» возникло в качестве одного из постулатов первого «Манифеста сюрреализма» (сюрреализм основан на «незаинтересованной игре мысли») и оставалось в практике группы Бретона на протяжении всего её существования. Коллективные игры, которые проводились на собраниях сюрреалистов – sommeils («сны наяву») были одним из способов консолидации сюрреалистического движения, изобретение игр было одним из фирменных методов сюрреализма. Широко известны сюрреалистические игры «Изысканный труп», «Диалоги», «Марсельская карточная игра (таро)», «Одно в другом», «буриме» и другие.
«Рифмами»-образными и смысловыми амальгамами буриме в Ночь музеев будут являться: ледовая спортивная арена и просцениум; первенство и spectaculi; современный хоккей с шайбой и классическое оперное искусство… По большому счёту – спорт и искусство или культура тела и культура духа. То есть – органичное соединение несоединимого, построенное на «свободных ассоциациях», которое обретает смысл, если оно состоялось.
ПРОГРАММА:
Крытый каток ХК «Юность-Минск»:
Зона 1 – «Большой лёд» (Большая ледовая площадка)
Зона 2 – «Малый лёд» (Малая ледовая площадка)
Зона3 – «Зона«Play-off» (фойе)
Большой лёд
22.00-22.30
Реприза «Обратный отсчёт»
Видеозаставка «Вбрасывание»
22.30 –23.30
Премьера хоккейной оперы-буфф «0:1»
Спортивная династия. Исключение – юный начинающий композитор и скрипач Дебют. Родные уговаривают музыканта поддержать семейную традицию, заняться хоккеем. Однако Дебют непреклонен, он верен музыке и музе Увертюре. Накануне финальной игры хоккейная команда осталась без капитана. После длительных уговоров под номером 13 на ледовую арену в решающем матче выходит Дебют. Первый период. Счёт 0:0. Второй период. Счёт 0:0. Дополнительное время, прикосновение Музы, и Дебют совершает невозможное, забивает шайбу в ворота соперника. Всеобщее ликование прерывается звонком будильника. Наступает день музыкальной премьеры Дебюта.
Композитор – Ольга Подгайская
Либретто – Виталий Дорошук
Дирижёр – Александр Хумала
Режиссёр-постановщик – Георгий Глик
Исполнители:
Симфонический оркестр Музыкальной капеллы «Сонорус»
Хор Музыкальной капеллы «Сонорус»
Действующие лица:
Старший брат – Селочник Вадим, бас
Средний брат – Якушев Андрей, баритон
Младший брат – Долгушев Сергей, тенор
Муза/Увертюра – Зуева Екатерина, меццо-сопрано.
23.30 – 23.45
Тайм-аут «Ключ от этой двери»
Александр Марченко – актёр Республиканского театра белорусской драматургии, руководитель Центра белорусской драматургии
23.45 – 05.45
Свободное катание на коньках + Живой звук
23.45 – 00.45
Музыкальная программа «Балет на льду»
Венские вальсы И.Штрауса
Музыка из балетов П.Чайковского
Симфонический оркестр Музыкальной капеллы «Сонорус»
Музыкальная капелла "Сонорус" – особое явление для Беларуси. За двадцатилетнюю историю капелла заняла свою надёжную нишу в Белорусской музыкальной жизни. Своеобразие творчества коллектива состоит в том, что его программы наравне с живым музыкальным сопровождением включают в себя так же элементы драматургии.
Музыкальная капелла «Сонорус», в состав которой входит камерный хор, оркестр и группа солистов, ведёт концертную деятельность, как в Республике Беларусь, так и за её пределами. Капелла успешно гастролировала в России, Польше, Германии, Швейцарии, Франции, Испании, Италии, Португалии. С 2013 года коллектив возглавил лауреат международных конкурсов, лауреат Гранд-Премии специального фонда по поддержке талантливой молодёжи Президента Республики Беларусь Александр Хумала.
00.45 – 01.15
Перформанс«Geotrupidae» (My head is too big)
«Экзорцистический Gesamtkunstwerk»
Экзорцистический Gesamtkunstwerk– это мультимедийная мясорубка, которая смешивает скульптуру, саунддизайн, литературу, видео-арт в один перформанс. Участники групы – литаратор и перформер Ілья Син, скульптор Павел Войницкий, саунддизайнер Евгений Рогозин и ви-джей Ольга Салахеева.
01.15 – 02.15
Полесская программа
Группа «Vuraj»
Фолк-проект Vuraj (Вурай) создан в 2010 году. Vuraj работает с аутентичным песенным материалом, придавая ему новое звучание. Группа не перепевает фольклор на современный манер, а создает на его основе полностью самостоятельные произведения – целый стилистический сплав разнообразных музыкальных течений: фолк, фолк-рок, рок, неофолк, академическое неоклассическое и джазовое звучание с элементами психоделики.
Музыканты: Сергей Долгушев – вокал, тексты, дудки,сопелка; Андрей Евдокимов – гитара, гармонь; Ольга Полякова – флейта; Анастасия Попова – скрипка; Эрик Орлов – контрабас; Александр Горохов – барабаны
02.15 – 02.30
Тайм-аут Видео-арт коллаж «Сюрреализм – это я!»
Сюрреализм – направление в искусстве, которое стремится к стиранию грани между реальностью и сном, между реальным и бессознательным. Более того, это именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни. Основной областью художественной практики сюрреализма является изобразительное искусство. Произведения сюрреалистов – парадоксальное сочетание форм и иллюзий, – не подчиняются закономерностям художественного творчества. Каждое из них – «само себе закон».
02.30 – 03.30
Программа «Болотные гирлянды»
Группа «нагУаль»
Стиль – международный транс-болотный бит. Девиз – постоянство в непостоянстве. Композиции группы основаны на сочетании гармоний диско-панка и белорусско-цыганских мантр. Коллектив создан и концертирует с 2000 года.
Музыканты: Леонид Павлёнок – вокал, этнические инструменты; Юрий Науменко – контрабас; Виктория Павлёнок – аккордеон; Наталья Мазепина – скрипка
03.30 – 03.45
Тайм-аут «Траектория сна»
Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма. Интуиция по утверждению философа Анри Бергсона есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало колоссальное влияние на эстетику сюрреалистов. В основе сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод «свободных ассоциаций» для перехода из сознания в подсознание. Используя концепты, темы и примеры из фрейдовского психоанализа, сюрреалисты создают свой поэтико-терапевтический или анти-терапевтический метод, своего рода «альтернативный психоанализ».
Александр Марченко – актёр Республиканского театра белорусской драматургии, руководитель Центра белорусской драматургии
03.45 – 04.45
Dj LekaPavleka
04.45 – 05.00
Тайм-аут «Уста тени»
Возникший как поэтическая группа, заявивший о себе как литературная и художественная школа, проглотившая предшественников-дадаистов, сюрреализм обязан своим рождением прежде всего поэзии. Один из главных постулатов сюрреализма – поэзия разлита повсюду, она есть образ жизни.
Александр Марченко – актёр Республиканского театра белорусской драматургии, руководитель Центра белорусской драматургии
05.00 – 05.55
Программа«Broth ommsta»
Dream-Industrial band «Golova!»
Экспериментальная абстрактная электроника, эмбиент, импровизационный нойз
05.55 – 06.00
Эпилог
Тайм-аут «Корабль-призрак сюрреализма»
Театр занимает особое место в эстетике французского сюрреализма. Это место можно определить парадоксальным образом: везде и нигде, ибо сюрреалистам так и не удалось ни создать своего театра, ни разработать театральной теории. Если в 1920—1930-х годах сюрреалистический театр так и не состоялся на подмостках, то театральная эстетика и театральность оказались зачастую присущи другим видам сюрреалистического искусства — живописи, фотографии, словесности и, разумеется, киноискусству. Наивысшее воплощение театральная эстетика обрела в пространстве сюрреалистических выставок, регулярно организуемых начиная с 1920-х годов: зритель должен был реально всеми чувствами погружаться в особый мир, отличавшийся особой динамикой, особой жизнью.
Малый лёд
00.00 – 06.00
Свободное катание
Зона «Play-off»
00.00– 05.30
«Кинозал «Проект «CINEMASCOPE»
Наибольший интерес сюрреалисты проявляли к новейшему искусству своего времени, каковым являлось кино. Так, Г.Аполлинер считал кино «создателем сюрреальной жизни», а М.Жакоб восхищался этим «реализатором ирреальности». Представители французского авангарда рассуждали о театре и кино не только как о конкурирующих видах искусства, но и как о видах творчества, способных продуктивно взаимодействовать друг с другом.
Афиша:
«Антракт» (1924) 20 мин. /реж. Р.Клер/
«Раковина и священник» (1928) /реж. Ж.Дюлак, по сценарию А. Арто/
«Морская звезда, стихотворение Робера Десноса, каким его увидел Мэн Рей» (1928) /реж. Р.Деснос, М.Рей
«Андалузский пёс» (1928) 16 мин. /реж. Л.Бунюэль, С.Дали/
«Золотой Век» (1930) 62 мин. /реж. Л.Бунюэль, С.Дали/
«Destino» (1940) 15 мин. /реж. С.Дали, анимация/
«Сны на продажу» (1947) 80 мин. / реж. Ганс Рихтер/
«Орфей» (1949) 96 мин. / реж. Ж.Кокто/
«Женщина о 100 головах» (1967) 19 мин. /реж. Эрик Дювивье/
«Конспираторы наслаждений» (1996) 82 мин. /реж. Ян Шванкмайер/
«Черная луна» (1975) 105 мин. /реж. Луи Малль/
«Лабиринт травы» (1979) 40 мин. /реж. Тераяма Сюдзи/
«Кошачий суп» (2003) 32 мин. /реж. Сато Тацуо, анимация/
Настольные хоккейные игры
23.00 – 05.30
Фуд-корт
Информационные партнёры:
ОДО «Мобил Авто Хэлп Компании», Open.by Afisha.tut.by, Relax.by
Стоимость входного билета: предварительная продажа – 170 тыс. бел. руб., 17.05 — 200 тыс. бел. руб.
Входной билет можно приобрести:
09.05-17.05 – с 10:00 до 19:00 (без выходных) в кассе музея (ул. З.Азгура, 8)
17.05-18.05 – с 22:00 до 06:00 на Крытом катке ХК «Юность-Минск» (ул. Первомайская, 3)
Количество билетов ограничено!
Приветствуются: Коньки (работает прокат— 20 000 бел. руб 1 час, при себе иметь документ удостоверяющий личность), термосы с горячим. Тёплая одежда обязательна – температура на арене +10С°